11
Jan
2017
galaktiki

Ки тиса. Золотой теленок

В середине главы Ки Тиса («Когда будешь вести счет») рассказывается о грехе изготовления золотого тельца, который как бы разделяет эту главу надвое: до греха и после.

Создается впечатление, что этот грех разрушил весь прекрасный план, задуманный Творцом для нас.

Все складывалось так хорошо: Исход из Египта, расступление Красного моря, сопровождающие народ огненный и облачный столпы, иссечение воды из скалы, грозный и величественный Акт Дарования Торы, которому сопутствовали громы и молнии на горе Синай, Моше поднимается на гору Синай к Б-гу…

Казалось, народу Израиля оставалось лишь немного подождать, иметь немного терпения – и все будет завершено наилучшим образом. И вот, они все испортили. Мудрецы резко осуждают этот грех: «жалка невеста, развратничающая прямо под хупой [вместо того, чтобы дождаться своего жениха]».

Создается впечатление, что грех золотого тельца вдребезги разбил великое Синайское Откровение, не оставив камня на камне… На первый взгляд тут речь идет о досадном «промахе», который можно присоединить к длинному списку судьбоносных ошибок, начиная с греха Адама и Хавы в Ган Эдене

Как же так? Все разрушается в самый решающий момент! В самом ли деле это только прискорбное отклонение от первоначального плана?

Мудрецы говорят нам: у Всевышнего есть «план над планом», по которому и греху, и падению отводится своя особая роль! Так сказано в Гмаре: «Народу Израиля не причитался тот грех» – на самом деле они могли преодолеть свое негативное начало, но был «издан указ Царя», Святого Благословенного, согласно которому это начало одолело их, чтобы «создать возможность раскаяния для баалей тшува». Разумеется, это не было лишением их свободы выбора (доказательством служит тот факт, что грешники были наказаны за содеянное). История с золотым тельцом предоставляет нам возможность «заглянуть» в грандиозный план Творца, в Сценарии которого мы согрешим по своему свободному выбору.

Гмара объясняет, в чем была польза от греха золотого тельца: в возможности оставить «лазейку» для нуждающихся в раскаянии, чтобы мы не думали, что, оступившись, теряем все шансы и все кончено: или ты праведник, или ты грешник. Нет, есть еще она возможность: сделать тшуву (от слова лашув, «вернуться к Б-гу»).

Но этим далеко не исчерпывается значение этой истории. Постараемся теперь глубже понять, с точки зрения сокровенной части Торы, ради чего все произошло.

Разрушить Единство

Начнем с кульминации греха золотого тельца греха и его последствий. Когда Моше увидел языческие вакханалии, то «бросил из рук Скрижали Завета и разбил (шавар) их под горой».

Здесь слово «разрушение» (швира) является ключевым. Аризаль учит нас, что на глубоком духовном уровне все Сотворение мира представляет собой грандиозный процесс разрушений (швира) и исправлений (тикун)… Б-жественный свет бесконечной мощности «пытается» спуститься и проявиться в сосудах, но в начале этого процесса происходит «большой взрыв» – сосуды лопаются, свет скрывается, летят «искры» и падают «обломки», целые «миры» рушатся и превращаются в Тоhу (нечто вроде хаоса)…

Пока… пока не был создан мир Тикун.