11
Jan
2017
samolet

Корах. Ум как бумеранг

В главе Корах описывается острая распря, инициированная Корахом и его сообщниками, с Моше и Аароном. Эта распря стала символом конфликта, затеваемого с корыстолюбивыми целями. Конец этой истории ужасен: внезапно разверзшаяся земля поглощает Кораха и всех кто с ним.

Чтобы лучше понять эту историю, вернемся немного назад, к предыдущей главе Шлах, в центре которой – подробно описываемый грех разведчиков, посланных Моше собрать информацию об Эрец-Исраэль. Проведя рекогносцировку, они испугались «за духовный облик» народа и отказывались от вступления в Святую Землю – их пугала перспектива реальной жизни с ее трудностями, которой они предпочитали оторванное от будничной действительности существование в пустыне, в хорошо оборудованной и защищенной «оранжерее», материальной и духовной. В книге Зоар объясняется, что разведчики также опасались и за свой личный статус: здесь, в пустыне, они оставались всеми уважаемыми лидерами народа, но кто знает, что произойдет после вступления в Святую Землю, когда каждый займется делами на своем земельном наделе, «в своем винограднике и под своей смоковницей»… Призыв Йеошуа и Калева: «несомненно, сможем войти и овладеть ей (Страной), ибо в наших силах это» – остался гласом вопиющего в пустыне, в буквальном смысле.

Действия Кораха отражают совсем другую тенденцию, у него иная цель. Умный и решительный, Корах не опасается войти в Святую Землю, не боится конфликтов и уверен в себе, даже, напротив, ищет конфронтации. Он открыто ставит под сомнение лидерство Моше и говорит: «Ни один из этих старых лидеров не был избран. Я бросаю вызов существующему порядку и руководству – давайте посмотрим, кто на самом деле имеет поддержку общественности и кто выиграет свободные выборы!». Корах полагается на свой ум и хитрость, свой статус, богатство («богат, как Корах») и талант убеждать других. В соответствии с последними опросами общественного мнения его популярность взмывает к высотам, он уверен, что демократия обеспечит ему убедительную победу… но вдруг он внезапно проваливается в бездну.

Левые против правых

Такова видимая часть распри, но Зоар приглашает нас посмотреть на происходящее глубже и рассказывает, что подоплека главы Корах – это борьба между «левыми» и «правыми»: Корах и его сообщники представляют собой левых, а Моше и Аарон – правых… Но тут мы слышим голос из зала: «Без политики!». Читатель может успокоиться: книга Зоар была написана почти две тысячи лет назад, задолго до того времени, когда «левые» и «правые» превратились в понятия, используемые в политике, включая международную, и, конечно, раньше чем появилась сама израильская политика. Совершенно неверно автоматически переносить все написанное в Каббале о левом и правом на политическую арену, но, безусловно, можно найти черты очень интересного сходства (в конце концов, в этом мире нет ничего случайного), но эту работу мы оставляем читателям.

Вернемся к написанному в Зоаре: «левый» и «правый» – базовые понятия в Каббале, со многими смыслами и коннотациями. Как правило, любая система сфирот имеет правую и левую стороны, точнее – линии. Человеческое тело также разделено подобным образом, как на самом деле и все в этом мире, что в последнее время понимает и наука.