9
Jan
2017
ruka

Медовый месяц длиною в жизнь

В жизни нередко бывают ситуации, когда, чтобы лучше понять, как мы можем помочь другим людям, нам необходимо посмотреть на происходящее со стороны. Здесь на помощь может прийти такое свойство души как сочувствие (רחמים рахамим), сострадание, милосердие. Сочувствие – в смысле со-чувствие, соучастие в чувствах другого. В принципе, можно и нужно учиться проявлять сочувствие во взаимоотношениях со всеми людьми, однако наиболее полно это свойство должно проявляться во взаимоотношениях между близкими людьми, и – в особенности – между супругами.

Но как нам правильно применить это умение в жизни? Когда речь идет о взаимоотношениях между супругами, оказывается, что недостаточно просто жить с ним (или с ней) бок-о-бок. Необходимо стараться увидеть мир его глазами до такой степени, чтобы нам удалось почувствовать то, что ощущает он.

И, вслед за этим, мы уже можем выразить наше со-чувствие: дать почувствовать, что он не одинок, что мы его понимаем, готовы быть с ним рядом, поддержать в любой ситуации. Это возникшее чувство и называется сочувствие: это то, что вызывает в нас желание творить добро, помогать тогда, когда это необходимо, выражая любовь молчаливой поддержкой, советом или действием.

Сочувствие – это выражение в душе человека глубинной сути сфиры тиферет (гармония)шестой сверху в “Древе жизни”. Сочувствие проявляется лишь тогда, когда есть любовь. А точнее, это чувство рождается на базе двух предшествующих сфирот (хеседа и гвуры).

Выражением внутренней сути хеседа, общего желания творить добро, служит чувство любви, подобное плавно текущей воде, характерное для спокойного периода во взаимоотношениях между супругами. В этот период их любовь больше напоминает ровную любовь друг к другу брата и сестры.

В отличие от этого, выражением внутренней сути гвуры, стремления строго ограничить проявление добра, служит чувство любви, подобное огню, характерное для более бурного периода во взаимоотношениях между супругами. В “Песни Песней” сказано о такой любви: “…ибо сильна, как смерть, любовь…стрелы ее – стрелы огня пламенного. Многие воды не смогут погасить любовь и никакие реки не зальют ее…”

Чувство любви растет и крепнет с годами. Водоподобная любовь сменяется любовью огнеподобной и наоборот, и это повторяется вновь и вновь, ежемесячно, год за годом. “Медовый месяц”, подобный Райскому Саду, в котором Адам и Хава наслаждались жизнью беззаботно и блаженно, может иногда длиться несколько лет подряд, но, как правило, рано или поздно ему на смену приходит другой, более прагматичный период. Вот тогда-то и начинается настоящая жизнь, в которой супруги нередко вынуждены сражаться с выпавшими на их долю неожиданными трудностями: проявляется взаимное несогласие по ряду важных вопросов, всплывают душевные травмы, возникшие еще до свадьбы или уже после нее, а также взаимная нетерпимость и т.д. и т.п. Иными словами, теперь одной любви недостаточно, и пришло время начинать проявлять сочувствие! Как?

Помнить, что в те периоды, когда любить бывает нелегко, следует относиться друг к другу терпимо, держаться друг за друга даже в минуты слабости, страданий или лишений. Потому что чувство любви, несмотря на всю силу и глубину его внешних проявлений, в определенном смысле всегда остается сокрытым внутри нас. Каббала называет сфирот хесед и гвуру чувствами скрытыми – они оба наполняют любящее сердце, но не в состоянии прорваться наружу. Иными словами, наша любовь проявляется лишь тогда, когда она на деле выражается душевной поддержкой. Это и есть сострадание и сочувствие. Только после длительного совместно прожитого времени, в течение которого мы учимся дарить и принимать любовь, у нас постепенно развивается способность идти дальше простой любви и начинать сочувствовать, то есть бережно принимать в душе свою вторую половину в любой ситуации, поддерживать ее, отдавая все, что нужно ей в данный момент. Этот переход от любви к сочувствию можно определить как переход от чувства к чуткости – от внешнего выражения нашего чувства к способности принять всей душой супруга именно в том ментальном состоянии, в котором он сейчас находится. Как известно, большинство душевных травм люди наносят друг другу, не подумав хорошенько о последствиях своих поступков и даже не оценив их интуитивно. Поэтому по степени умения оказывать душевную поддержку и любовь можно оценить, насколько милосерден и чуток тот или иной человек к окружающим его людям.

Интересно отметить, что вообще-то одним из значений слова рахамим является “любовь”. В Танахе упоминается это слово в этом значении один раз в Псалмах (18, 2), в выражении: “люблю тебя, Ãвайе, сила моя!”. А на арамейском языке, являющемся языком вспомогательным, как бы комментирующим иврит, рахиму – это и есть любовь (как в известном выражении “дхилу ве рахиму“, означающем «страх и любовь»). Таким образом можно сделать вывод, что сила любви находится в прямой зависимости от нашей способности сочувствовать и поддерживать наших любимых1.

Оба вида любви (водоподобная и огнеподобная) добрососедствуют в сердце, не соперничая. Более того, присутствие в сердце их обеих только способствует расцветанию и усилению любви между супругами. Сочувствие – это русло, по которому эта любовь распространяется повсюду и проникает даже в мельчайшие аспекты жизни2. (Сочувствие можно сравнить с главной артерией, выходящей из сердца, разветвляющейся по всем органам тела и поставляющей в них кровь. Можно увидеть это и в схеме Древа жизни: сфира тиферет расположена в самом её центре и непосредственно связана с наибольшым числом сфирот).

Когда всё пропитано сочувствием, атмосфера любви чувствуется во всём. А потому проявление сочувствия не только не предвещает окончание медового месяца, а совсем наоборот: именно подобные проявления и дают возможность духу медового месяца продолжать витать над водной гладью совместной жизни даже после того, как он уже формально закончился!