11
Jan
2017
shtorm

Ноах. Выйти из кризиса!

В недельной главе Ноах описывается, как человечество проходит через два крупных кризиса: всемирный Потоп – катастрофу, уничтожившую не только людей, но и все живое на суше, за исключением спасшихся в ковчеге Ноаха, членов его семьи и животных, и разобщение – тотальное рассеяние людей по всем концам света после разрушения Вавилонской башни.

Ранее в Берешит рассказывалось о другом кризисе – изгнании из Райского Сада после греха Адама и Хавы (Евы). Итак, перед нами уже три кризиса.

При общем взгляде на все Пятикнижие Моше (Моисея) видно, что, кроме этих трех первых кризисов из книги Берешит, основными событиями Торы, которые предстают как один большой кризис и последующий выход из него, являются бегство от голода в Египет и египетское рабство, а затем Исход из Египта. Львиная доля содержания Торы посвящена исправлению причин и последствий египетского плена, и этот кризис изначально предназначался для того, чтобы достичь апогея, последовавшего за ним. Аналогичным образом произойдет исправление и всех предыдущих кризисов, которые на самом деле возникли для того, чтобы привести мироздание в конечном итоге к более совершенной реальности.

Постараемся глубже понять, что собой представляют эти четыре кризиса, поскольку они являются моделями, или прототипами, различных видов кризисов, которые могут возникать как в жизни отдельных людей, так и в истории еврейского народа и всего человечества в целом.

Кризис первый: потеря мечты

Первый кризис является потерей мечты. Для нас рай (Ган Эден) – это нечто, похожее на мир мечты. Однако ясно, что в Торе Ган Эден не только аллегория, но и конкретная реальность, с деревьями, мужчиной и женщиной, змеем. Однако Ган Эден еще не обнаружен ни в каком месте земного шара, его нельзя найти с помощью каких-либо сверхчувствительных приборов (даже GPS туда не приведет…) и никто еще не видел херувимов, охраняющих Древо Жизни. Видимо, Ган Эден находится в другом измерении нашей реальности, которое нам пока недоступно. Точно так же можно сказать, что до греха Адама (первого человека) и до его изгнания из рая наш мир еще не существовал, еще не было дороги, ведущей из Ган Эдена в те места на земле, которые сегодня можно найти на географической карте. И только после греха картина изменяется: Ган Эден становится утопией, а наш земной мир – реальностью. Аризаль говорит (на языке Каббалы), что до греха Адама тогдашняя реальность была выше сегодняшней на «четырнадцать футов» – вне досягаемости нашей руки (יד, «рука» = 14).

Наши мечты – это утопия, идеальная и лишь теоретическая данность. Тем не менее она существовала в реальной жизни и сегодня играет важную роль в нашем сознании. Мы живем в этом мире, но на самом деле принадлежим Ган Эдену, откуда были изгнаны. Однако не нужно предаваться ностальгии и жить, как во сне, а действовать в создавшейся ситуации, действовать «вовне», так как теперь здесь наше место: «И выслал его Ãвайе, Б-г, из Ган Эдена – обрабатывать землю, из которой он был создан». И это стало началом исправления!

В жизни каждого из нас отправной точкой является изгнание из Ган Эдена. Душа лишилась утопического мира мечты, в котором она пребывала, и столкнулась с суровой действительностью. С этого момента наша жизнь проходит под знаком реабилитации от этой травмы. Злое начало в нас (в Ган Эдене это змей) играет роль катализатора изгнания. Когда «змею» удается вмешаться, наша первозданная невинность исчезает, и мы, оказавшись посреди чуждой и жестокой жизни, должны тяжело работать и противостоять трудностям, искать выход из этого кризиса (нечто подобное можно сказать и о периоде детства – это рай, потерянный для всех нас).