9
Jan
2017
plush-serdtse

“Томится по тебе плоть моя”

Когда приходит время, семя любви проникает в наше сознание из глубин надсознания и пробуждает в нас активное стремление отправиться на поиски любви.

В этом процессе скрыта тайна перехода от сфиры кетер к сфире хохма. Сфира хохма первая из трёх сфирот, представляющих уровень сознательного мышления человека. Она и есть тот пункт перехода, где скрытые глубины надсознания начинают проникать в сознание.

Как правило, сфиру хохма объясняют как часть мыслительного процесса: она описывается как “точка”, где возникают новые блестящие идеи в наших мыслях (обнаружив эту “точку”, мы восклицаем “Эврика!”). Но какова роль сфиры хохма в эмоциональном процессе раскрытия любви? Здесь речь не идёт о проблеске новой мысли, а о прорыве чувства: сфира хохма здесь подобна “капилляру”, через который в нас просачивается ощущение скрытого тяготения (зики) к будущему супругу, преобразуясь в некое томление, (כמיהה кмиhа) по отношению к нему. В определённый момент жизни у нас обнаруживается желание найти партнёра, с которым мы сможем разделить все жизненные невзгоды и которому подарим самих себя. Таким образом, если тяготение пассивная потребность в ком-то, то томление это уже активный поиск. Это стадия, когда мы на деле начинаем искать будущего супруга во внешнем мире.

Сфира хохма определяется как стадия, на которой идея появляется впервые на уровне разума. Сама эта идея сродни семени, которое, с одной стороны, первично и пока не готово к употреблению, а с другой стороны – вмещает в себя сущность всего будущего. Отсюда приведенное выше сравнение, где томление (т.е. возникшее желание искать спутника жизни)это посадка семени любви в почву души. Следующая сфирабина – развивает концептуальное семя хохмы в полностью сформированную и детализированную идею. Другими словами, сфира хохма выражает мысль в общем виде, в то время как сфира бина подробно её детализирует.

Эта связь между хохмой и биной находит своё отражение также и в двух параллельных стадиях развития любви – стадии томления и стадии влечения, о которой мы поговорим в следующей главе. Поскольку на стадии томления мы ещё не знаем, кто будет нашим супругом или супругой, наши действия здесь носят общий характер. Томление – чувство сильное и острое, но туманное и неопределенное – тяга к неизвестному возлюбленному. Мы не знаем точно, о чем мы тоскуем, только мы очень тоскуем. На следующей стадии – стадии влечения – когда мы уже встретились с ним, качества его личности и черты лица соединяются с воображаемыми чертами, существовавшими еще в наших фантазиях, и лишь тогда мы понимаем, по кому мы тосковали.

Следует отметить, что корень כמה появляется в Танахе лишь один раз. В строфе “жаждет Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя [словно] в земле пустынной, иссохшей и безводной”. Несмотря на то, что эта строфа описывает отношение человека к его Творцу, её можно рассматривать также и как имеющую отношение к нашей половине. В самом деле, она превосходно отражает состояние человека в стадии томления. Такой тоскующий подобен человеку, отправившемуся в пустыню и жаждущему встретить там того друга, который утолит жажду его души.