Неевреи в призме Торы
Написанное базируется на моем понимании статьи рабби Ицхака Гинзбурга «Евреи и народы мира», сборник «Малхут Исраэль», том 1, 333. Освещается только одна из ряда тем, обсуждаемых в статье.
Свойства человека многообразны, и не так легко привести всю эту многогранность в систему. Но, всё же, если правильно выбрать ракурс, точку отсчета и критерий – можно получить верную картину.
Не очень удивительно, но евреи (обычно) выбирают в качестве точки отсчета Самого Всевышнего. Если оценивать человека по тому, как он ценит свою волю и мнения по сравнению с волей Б-га, что превалирует над чем и в какой степени, можно увидеть очень интересную картину.
В упомянутой статье Рав разделяет всех неевреев на 3 категории, две из которых делятся каждая на еще две. Они классифицируются по степени превалирования в сознании человека значимости воли Б-га (и вообще Его Самого) над пониманием, желаниями самого человека, насколько он готов к самоотречению перед Б-гом.
Категория 1: Гер-тошав.
Нееврей-праведник. Это человек, принявший на себя перед бейт-дином исполнение 7 мицвот Бней-Ноах, данных неевреям Б-гом в Торе через Моше. Это человек, которому Тора позволяет селиться в Эрец-Исраэль среди евреев и предписывает нам обеспечить ему возможность экономического процветания. В наше время у нееврея нет возможности подняться на этот уровень.
Категория 2: Бней-Ноах.
Подкатегория 1: Праведник народов мира. Это человек, соблюдающий 7 мицвот Бней-Ноах, данных неевреям Б-гом, ИМЕННО потому, что они даны неевреям в Торе через Моше.
Подкатегория 2: Мудрец народов мира. Это человек, соблюдающий 7 мицвот Бней-Ноах потому, что они соответствуют его пониманию справедливости и целесообразности для мирового порядка, а вовсе не потому, что они даны неевреям в Торе через Моше.
Категория 3: Просто неевреи, без эпитетов.
Подкатегория 1: Человек, не принявший и не соблюдающий 7 мицвот Бней-Ноах, но не исповедующий никакую религию и не замешенный в идолопоклонстве.
Подкатегория 2: Идолопоклонник. Человек, исповедующий религию с теми или иными культами. (Вопрос христианства и ислама – это вопрос детализации, которой мы здесь не касаемся).
Те читатели, что имеют представление о глубинах Торы, могут увидеть, что Категория 3 соответствует Миру Асия, о котором сказано, что в подавляющем большинстве он – зло, но есть немного добра (подкатегории 2 и 1, соответственно). Категория 2 соответствует Миру Йецира, о котором сказано, что в нем зло и добро 50% на 50% (подкатегории 2 и 1, соответственно), а Категория 1 соответствует Миру Бриа (высшему из сотворенных), о котором сказано, что в подавляющем большинстве он – добро.
Разумеется, понятия «зло» и «добро» в разных Мирах разные, но общее между ними это насколько человек предпочитает своё вИдение вИдению Б-га.